logo
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств рабочего посёлка Тельма

Режим работы учреждения:
---
---

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС 2021Г.

20.03.2021

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС 2021г.

«Особенности организации музыкальной деятельности в условиях дополнительного образования»

17 марта 2021 года в Доме Детского творчества г.Усолье-Сибирского состоялась встреча преподавателей музыкальной студии «РОДНИК»  и ДШИ р.п.т.Тельма. Встретились, чтобы поделиться наработками своей музыкально-педагогической деятельности.

Первая выступала Иванова Галина Владимировна, руководитель студии, она затронула роль образовательной техно-среды. Самое главное: развить творческую личность! Сохранить в детях познавательный интерес к музыкальным занятиям. И в этом помогает современная техника: принтеры, видеокамера, цифровой фотоаппарат, цифровые пианино, вокально-голосовая аппаратура. Стало возможным записать репетиции, просмотреть и исправить недочёты. Очень помогает интерактивная доска. Ставить новые задачи-подготовить кабинет звукозаписи и т.д.

Вторая выступающая – преподаватель фортепиано, Петровская Наталья Владимировна, которая отмечала, что мотивация – основной компонент занятий! И необходимо формировать партнерские отношения педагога и родителя. Занятия с малышами проводить в форме игры, и родителям обязательно посещать первые занятия. Дома не заставлять детей, а просить: «поиграй мне пьеску, которую вы учили». Устраивать дома маленькие концерты для «домашних», хвалить ребят! В  средних классах интерес детей начинает ослабевать. Необходимо проводить инструментальные  конкурсы «Мозаика», «Интернет-конкурсы». Важно, чтобы каждый ребёнок нашел себе друга в коллективе.

Преподаватель музыкальной литературы  –  Кузьмина Анастасия Евгеньевна поделилась своим опытом, отметив, что частью информационной культуры является использование возможностей технологии и умения их применять. Использование интер-доски  позитивно влияет на воспитанников, способствует концентрации внимания. Практическая значимость расширяет границы, позволяет развивать фантазию детей, эмоциональное сопереживание, эмоциональное предвосхищение. Можно проводить музыкальные викторины, игры в музыкальный оркестр. Очень интересны путешествия  в «Google»- по городам, где жили композиторы. А в перспективе, выпускники уже занимаются проектной деятельностью.

Алёна Викторовна Пьянкина, преподаватель фортепиано, затронула тему активизации самостоятельной работы обучающихся на индивидуальных занятиях по фортепиано, посредством применения КТ.  Цели использования – установить отношения самостоятельной поисково-творческой работы, используя развивающие  игры и добывание информации о композиторах. Для старших школьников цифровое фортепиано становится популярным, так как обладает записывающим устройством: можно пробовать сочинять, подбирать по слуху. На  дистанционном обучении ребята научились снимать видео, записывать самих себя – всё это способствовало мотивации и облегчало процесс обучения. Но когда вернулись в класс, большинство выбрало живой звук классического фортепиано, а не цифрового.

Преподаватель гитары Наталья Геннадьевна Селивёрстова, говорила о творческих навыках обучающихся на занятиях. О тренировке навыков звуковедения, слухового контроля, слушания регистров и ладовых особенностей инструмента. В основе мотивации – индивидуальная форма работы,  которая  иногда сводится к техническому освоению. Рекомендовала методичку Лазарева,  для творческого обучения и стремлению к выражению творческого потенциала. «Детский джазовый альбом» Венецкого, помогает учиться приёмам  аранжировки, сочинять мелодии, выполнять творческие задания….

Преподаватель по сольфеджио – Высоких Галина Валерьевна, предложила тему «Роль игровых упражнений в формировании музыкально- ритмических навыков». Современные дети не очень вслушиваются в ритм, плохо слышат сильную долю! Для развития ритма рекомендовала упражнения в стихах, для понимания ритмического закона. Внушать ребёнку: «У тебя всё получится!». Для занятий на музыкальном инструменте очень полезны речевые игры в коротких стишках, так же они полезны для танцевальных занятий. Постепенно ритмы усложняются. Деление на команды: каждая команда хорошо выполняет свой ритмический рисунок отдельно. После меняется темп (ускоряется). На последнем этапе обе команды начинают выполнять ритмический рисунок одновременно. Постоянно идёт настрой: «У нас всё получится!».

На этом выступление хозяев заканчивается, переходим к выступлению гостей.

Ольга Анатольевна Дутова – директор ДШИ и преподаватель фортепиано, предложила очень интересную тему: «Образно-ассоциативные упражнения как средство развития навыков игры на фортепиано на начальном этапе обучения». Эта тема интересовала всех музыкантов: Генриха Нейгауза, Любомудрову, Алексеева, и многих других. Игровые упражнения делают процесс обучения на фортепиано очень увлекательным. Всем преподавателям был роздан  методический материал, в котором были собраны  три группы упражнений.  Первая группа – двигательно-гимнастические упражнения. Цель – раскрепощение мышц плечевого пояса и рук. Вторая группа – постановочные упражнения. Цель – подготовка постановки на инструменте. Третья группа упражнений – на звукоизвлечение. Цель – приобретение навыков звуковедения. Несколько упражнений с показом Ольги Анатольевны повторялись всеми преподавателями с большим желанием и интересом. Остальные упражнения можно будет  отработать самостоятельно, так как есть чёткое и полное объяснение. Отмечено, что такие упражнения помогают раскрепостить пианистический аппарат как у младших школьников, так и у старших, и даже у студентов средне-специальных заведений.

Выступление Мендиковой Натальи  Александровны – второго педагога ДШИ, касалось темы «О развитии технических навыков начинающего пианиста  в классе фортепиано». Начальный этап – очень важный! У современных детей слабый мышечный тонус: лежащие пальцы на инструменте….. как  издержки компьютеризированного времени. Наши привычные гаммы становятся  не интересными для детей. Можно поработать с упражнениями Ганона, Татьяны Симоновой, Елены Гнесиной. Ганон- французский пианист-виртуоз, разработавший 60 упражнений для беглости и подвижности. Все упражнения делятся на 3 части. Первая часть с 1 по 20 упражнение на координацию, развитие беглости пальцев. Наталья Александровна рассказала и показала, как детям нравится выполнять определённые конфигурации пальцев, когда закрепляется одна позиция при движении вверх и другая позиция при движении вниз. Начинается с контроктавы и доходит до второй октавы. Усложнение идёт с каждым упражнением, плюс, прибавляется темп, динамика, усложняется ритмический рисунок.

Выступление Тайдаровой Людмилы Михайловны, преподавателя фортепиано, на тему «Укрепления и развития интереса у малышей через ансамблевое исполнительство». Сейчас очень сложно заинтересовать детей, но сделать это можно с помощью исполнения в ансамбле. А быструю помощь ребятам в освоении музыкального  инструмента можно через изучение интервалов. Для этого подключается образное мышление и фантазия младшего школьника. Закрепляется звуковое и зрительное восприятие интервалов для быстрого прочтения нотных текстов, что активизирует интерес к занятию музыкой и желанию готовиться дома. Буквально с первых уроков изучаются «прима», «секунда», «терция». Исполнение в ансамбле проходит по сборникам И. Корольковой, Б. Милича. Позднее интервалы «кварта», «квинта», «септима», «октава». Каждый интервал создаёт определённый образ в голове у ребёнка, например: секунда – два друга или две подружки, прима – значит первая,  первая балерина театра, терция – самый любимый интервал в русских народных песнях, которые пели  прабабушки и т.д. После беседы прозвучали фрагментами 6 ансамблей.

Выступление Ольги Александровны Перебоевой на тему «Использование творческих заданий на уроках муз. литературы и сольфеджио, как средство повышения мотивации обучающихся». Такие задания помогают развивать самостоятельность мышления, повышая интерес к предмету. На начальных ступеньках, через игру идёт тембровое различие, сочиняются рифмы в стихах и т.д. Например, длительности – через образы животного мира: целая нота – слон, половинная – медведь, четвертная – заяц, восьмая – лягушка, и т.п. Творческие задания  должны присутствовать на всех уроках. Дети  рисуют, сочиняют, придумывают окончания мелодий.

После выступления всех участников методического экспресса состоялось вручение сертификатов  в лице Сашиной Надежды Валерьевны, замдиректора по учебно-методической работе. И в заключение, хозяева пригласили всех   попить чаю и просто пообщаться в дружеской обстановке!

Автор статьи Тайдарова Л.М.